Диспетчерская мебель появилась не вчера и даже не пару лет назад. Задача по оснащению рабочих мест диспетчеров на предприятиях электроэнергетической, перерабатывающей, транспортной и других отраслей появилась только еще в начале 20 века.
Правда, рабочие места самых первых диспетчеров в той же электроэнергетике ничем не отличались от рабочих мест канцелярских служащих – самый обычный стол, на котором размещался диспетчерский журнал, счеты и телефонный аппарат. Над столом, как правило, висела схема электрической сети, на которой диспетчер цветными карандашами отмечал статус работы оборудования и линий передач.
Решение о создании первой в СССР диспетчерской службы было принято только в конце 1925 года, для него над зданием управления Московской государственной электростанции на Раушской набережной дополнительно надстроили стразу два этажа. Только что созданный диспетчерский пункт был оснащен по последнему слову техники, в нем был даже диспетчерский шит, изготовленный из пятислойной мебельной фанеры толщиной 35 мм.
Рабочий стол диспетчера устанавливался перед щитом, специальных требований к нему не предъявлялось. С развитием технологий количество оборудования на рабочей поверхности стало увеличиваться. Начали появляться первые устройства телепередачи сигналов и измерений по высокочастотным каналам, ручная сигнализация положения выключателей стала заменяться на автоматическую. Появились устройства индивидуального отображения, которые размещались на диспетчерском пульте непосредственно на каждом рабочем месте диспетчера. Они позволяли увидеть нагрузку электростанций, перетоки активной мощности по линиям электропередачи, напряжения на шинах подстанций и электростанций. Затем на рабочих местах стали устанавливать магнитофоны для записи диспетчерских переговоров, а в 40-50-е годы прошлого века на диспетчерских столах появляются индивидуальные коммутаторы, обеспечивающим подключение до 40 прямых каналов связи с энергообъектами. Столы становились более широкими и массивными, появлялись разделительные тумбы, столешница дополнялась специальными надстройками или встроенными панелями управления с многочисленными переключателями, кнопками и тумблерами.
Постепенно, требования к организации рабочего места диспетчера менялись, требовалось тщательно продумывать вопросы размещения оборудования, чтобы все необходимое для работы в буквальном смысле было под рукой, и каждый сотрудник имел хороший обзор щита. Разработка диспетчерских залов осуществлялась инженерами КИП, диспетчерские пульты выполнялись из металла или из массива дерева и выглядели достаточно громоздкими. Главным требованием, которое необходимо было учитывать при проектировании диспетчерских залов, было удобство работы с установленной аппаратурой.
Развитие технологий, появление компьютеров, а затем и систем отображения информации (видеостен), привело к глобальной модернизации диспетчерских залов. Возникла необходимость проектирования объектов с учетом человеко-машинного интерфейса. На стыке взаимодействия человек-машина возникла новая дисциплина — Human Factor Engineering.
Появились стандарты, определяющие требования к удобной работе человека с мониторами, и, как следствие, изменилась диспетчерская мебель. В ней теперь размещаются технические отсеки для АРМов с вентиляцией и раздельными кабель-каналами. Стали доступными новые, более прочные материалы, например, пожароустойчивый HPL (пластик высокого давления), которые отлично подходят для производства диспетчерской мебели. Многообразие конфигураций, богатые палитры отделочных материалов, светодиодная подсветка, открыли широкие возможности для дизайнеров, которых все чаще стали привлекать к проектам по созданию диспетчерских пунктов.
Эволюция в области проектирования диспетчерских пунктов привела к тому, что сегодня производители диспетчерской мебели могут предложить различные варианты пультов, максимально адаптированные под функциональные и эстетические требования каждого заказчика. В результате главными критериями при организации рабочего места современного диспетчера стали удобство, надежность и стиль.