Когда речь заходит про авиадиспетчеров, многие сразу представляют «Вышку» (Командно-диспетчерский пункт или сокращённо КДП — «Вышка» (Tower)) с большими стеклянными окнами, которая обычно располагается рядом с аэродромом. На самом деле в таких башнях работает только часть авиадиспетчеров — за точность и безопасность воздушного движения отвечают сотрудники сразу нескольких подразделений:
- Диспетчер аэродромного диспетчерского пункта отвечает суточный план полётов, следит за воздушной обстановкой и постоянно находится на связи с экипажами судов.
- Диспетчер «Руления» контролирует движение судов непосредственно по аэродрому.
- Диспетчер «Старта и посадки» управляет судами, когда они взлетают или заходят на посадку.
- Диспетчер «Круга» следит за движением судов в зоне взлета и посадки (в радиусе 50 км, на высоте до 2100 м) и выдает разрешение на посадку или указания о наборе высоты.
- Диспетчер «Подхода» руководит движением уже в радиусе 90 – 120 км от аэродрома на высоте 2100 – 5700 м и определяет очерёдность захода на посадку.
- Диспетчер районного центра контролирует движения судов уже на высотах 2100 – 17000 м.
- Диспетчер местного диспетчерского пункта руководит полетом вдали от крупных аэропортов – на высоте 1500 м и ниже в пределах установленного района ответственности.
Получается, что прямой обзор взлетно-посадочной полосы нужен далеко не всем диспетчерам и их рабочие места могут располагаться в обычных зданиях аэропорта. Тем не менее, уровень ответственности у каждого из них велик, цена даже малейшей ошибки может стоить сотен человеческих жизней. Поэтому к диспетчерской мебели на таких объектах в последние десятилетия предъявляют особые требования. Очень важно, чтобы диспетчеру было комфортно работать в течение всей смены.
Сейчас производители диспетчерских пультов могут предложить самые разнообразные решения для работы авиадиспетчеров, включая круговые конфигурации для размещения в аэродромных башнях. Узнать, как выглядели диспетчерские пульты авиадиспетчеров раньше, можно из фотоподборки, в которую попали кадры из разных аэропортов нашей страны.
В данном тексте использованы фото с сайтов ovdrf.ru, vnukovo.ru, pastvu.com, airportus.ru, dzen.ru/a/XtZd7ZlqYgitgB4x, fotografersha.livejournal.com
1946 г, рабочее место авиадиспетчера, Внуково
1959 г., диспетчерский пульт в Шереметьево
1961 г., диспетчерский пульт аэропорта Внуково
1965 г., стартовый командный пункт Адлера
1966 г., рабочее место диспетчера аэропорта Ульяновска
1977 г., рабочее место диспетчера УВД «Пульт-2» со встроенной аппаратурой
1976 г, диспетчерские пульты для работы с АС УВД «Старт».
1982 г., рабочее место диспетчера аэропорта «Алыкель», Красноярский край
2006 г., рабочее место диспетчера пункта УВД «Вышка» во Внуково
2006 г., диспетчерские пульты в московском центре АУВД
2009 г., диспетчерский пульт в Надымском центре ОВД
2012 г., диспетчерские пульты в командном диспетчерском пункте Владивосток
2013 г., диспетчерские пульты в командном диспетчерском пункте Сочи
2016 г., рабочее место авиадиспетчера в Южно-Сахалинске
2017 г., рабочее место авиадиспетчера в Петропавловск-Камчатском
2016 г., диспетчерские пульты в командном диспетчерском пункте Кемерово
2016 г., рабочие места диспетчеров в Иркутском центре ОВД
2016 г., Центр управления полетами авиакомпании «Победа»
2019 г., диспетчерские пульты в командном диспетчерском пункте Домодедово
2019г., диспетчерские пульты в командном диспетчерском пункте Южно-Сахалинск
2020 г., диспетчерские пульты в командном диспетчерском пункте Казань